Северное детство: 27 лет Няганскому ТЮЗу

Главная / Театр / Пресса / Северное детство: 27 лет Няганскому ТЮЗу

Нягань – небольшой городок в Ханты-Мансийском автономном округе. Добраться до него не так уж и просто: в городе есть аэропорт, но транспортное сообщение ограничено, поэтому, скорее всего, сначала вам нужно будет долететь до Ханты-Мансийска, а потом преодолеть еще триста километров на машине. Север встречает своих гостей свежим воздухом (преимущественно холодным, так как зима здесь длинная), густым таежным лесом и указателями на кусты – площадки нефтяных скважин.

Именно благодаря этим скважинам на территории Крайнего Севера забурлила жизнь. Нягань – город молодой: только в 1985 году поселку Нях был присвоен статус города, тогда же он поменял название. В переводе с хантыйского «нях» – улыбка, так что можно сказать, что на Крайнем Севере есть город улыбок. И кажется совсем неудивительным, что именно в месте с таким сказочным названием возник один из самых заметных детских театров России – Няганский ТЮЗ.

Сильному оленю дорога не страшна, а маленькому и короткая тяжела пословица коренных народов Югры

Нина Михайловна Тимохова

Днем рождения театра считается 22 ноября 1993 года – в этот день вышло распоряжение главы администрации В.В. Журавлева о создании в Нягани на базе ДК «Геолог» театра юного зрителя. Создавать его приехала выпускница «Щуки» Нина Тимохова с труппой нижнетагильского театра-студии «Логос».

Становление театра было нелегким: отсутствовала материально-техническая база, в местных магазинах нельзя было купить даже ткань для пошива костюмов, а находящееся на окраине здание не способствовало зрительскому энтузиазму. Костюмы часто заказывали в ателье в Нижнем Тагиле: на примерки артистам приходилось ездить на поезде – сутки туда и сутки обратно.

В конце мая 1994 года театр отправился на свои первые гастроли в Ханты-Мансийск: артисты и декорации переправлялись в столицу округа вертолетом. Так театр гастролировал по Югре вплоть до 2004 года, пока в столице округа не появился Красный Дракон – мост через реку Иртыш.

Неустроенность и преграды никогда не были для театра препятствием – скорее пространством для возможностей. Так, летом 1994 года артисты играли спектакль «Чепуха, чепухень, чепухенция», разъезжая по городу в украшенном воздушными шарами грузовичке, а зимой того же года участниками новогоднего спектакля наравне с артистами стали и дети.

В сезоне 2005-2006 в Няганском театре вышел интерактивный спектакль «Чиполлино», в котором дети могли выбирать следующий шаг персонажей, как в компьютерной игре. Уже тогда театр стремился к поискам новых форм взаимодействия с детской аудиторией. В этом же сезоне началась и работа с современной литературой для детей. В апреле 2006 года прошла премьера спектакля Павла Михайлова по книге финского писателя Тоона Теллегена «Не все умеют падать», впервые изданной в России в 2001 году (переиздана издательством «Поляндрия» в 2020). И если сегодня все продвинутые театры осваивают современные детские книги, то няганский спектакль середины 2000-х был скорее исключением.

Заложенные в первые годы существования традиции и ценности остались ориентиром и для современного Няганского ТЮЗа: семейственность, ориентация на разновозрастную публику, открытость ко всему новому, стремление к диалогу со зрителем и серьезный подход к формированию репертуара для детей.

В каждом деле, если сердца не приложишь, то дело не получится пословица коренных народов Югры

Анастасия Постникова

Новейшая история Няганского ТЮЗа связана с именем его директора – Анастасии Постниковой, назначенной на должность в апреле 2011 года. Она сразу взяла курс на расширение репертуарной политики. Сегодня Няганский ТЮЗ – не просто театр, а культурный центр города – место притяжения жителей всех возрастов.

Как и у многих театров малых городов, репертуар Няганского ТЮЗа отличается жанровым разнообразием. В афише есть спектакли и по классике, и по современной драматургии, есть бэби-театр, пластические, поэтические, музыкальные и просто «кассовые» спектакли. Кроме того, театр ведет активную проектную деятельность.

Одной из первых премьер, вышедших при Постниковой, стал спектакль по пьесе Данилы Привалова «Пять-Двадцать пять» (режиссер – Сергей Бердский), после которого прошел круглый стол «Профилактика острых социальных тем посредством театрального искусства». Это был задел на будущие социальные проекты.

В 2017 году была проведена первая в Югре драматургическая лаборатория по методике Class Act «Я есть!» для подростков 12-18 лет. Под руководством драматургов Марии Зелинской и Вячеслава Дурненкова дети написали пьесы, эскизы по которым поставили режиссеры Екатерина Гороховская, Данил Чащин, Сергей Чехов и Анастасия Старцева. Лучшие пьесы позже вошли в спектакль «Я есть!» (режиссеры Данил Чащин и Сергей Чехов), получившего гран-при фестиваля «Маленький сложный человек» в Санкт-Петербурге.

«Мы вместе»

Проект стал ежегодным: руководителем второй лаборатории была драматург Мария Зелинская, третьей, получившей название «Мы вместе» (в ней приняли участие 17 подростков, 8 из которых – дети с особенными потребностями) – Анастасия Букреева. К работе над эскизами пьес в разные годы были приглашены режиссеры и хореографы: Надя Кубайлат, Артем Устинов, Лев Иванов, Яна Чипуштанова, Игнат Кириллов, Юлиана Лайкова.

В 2013 году из самостоятельных работ актрис Татьяны Спринчук и Жанны Ханьжиной выросли интерактивные спектакли для малышей «Ловушка для Слонопотама» и «Большой секрет». В 2015 году появляется первый спектакль, созданный по законам бэби-театра – «У кота-Воркота» (режиссер – Виктория Евтюхина) по русским колыбельным песням и потешкам.

Для детей чуть постарше режиссер-постановщик театра Анастасия Старцева (в театре с 2014 года, на должность режиссера-постановщика назначена в 2015) ставит камерные спектакли, построенные на принципе простейшей детской игры («Теремок», «Муха-Цокотуха», «Колобок» и другие).

«Колобок»

Важно отметить, что с развитием художественной части никуда не ушли материально-технические проблемы: с 2013 года основное здание театра находится на реконструкции. Вот уже шесть лет театр ютится в старом здании школы, где удалось оборудовать большой зал (рассчитанный на 60 мест) и малый. В труппе – 21 человек. Они играют спектакли и днем, и вечером, ездят в школы и детские дома, стабильно выпускают по шесть-восемь премьер в год, а еще ведут занятия в детских студиях «Эйдос» и «Малышкина школа». Кроме того, артисты становятся инициаторами новых проектов театра. Так, в 2017 году появились «Сказки у камина» и «Сказки народов России» – театрализованные чтения в театральном буфете.

Няганский ТЮЗ – семейный театр и по способу внутренней организации, и по способу взаимодействия со зрителями. После каждого спектакля для детей и родителей устраивают небольшое чаепитие, что позволяет создать чайлд-френдли атмосферу. Для маленького города это важно: выбор мест для семейного похода сильно ограничен. В театре у детей и родителей есть возможность не только посмотреть спектакль, но и благодаря дружественной атмосфере приятно провести вместе время и обсудить увиденное, что ненавязчиво формирует привычку не только к рефлексии, но и к общению.

Театр не боится говорить со своими зрителями на сложные темы. Так, в спектакле «Наш класс» (режиссер – Александр Баргман) по пьесе Тадеуша Слободзянека показаны реальные события, произошедшие в оккупированной немцами Польше в 1941 году.

В «Антигоне» Алессандры Джунтини, спектакле с феминисткой интонацией, в центре внимания оказывается женщина в круге проблем XXI века.

«Антигона»

На серьезный диалог театр настроен и с маленькими зрителями: артисты тут всегда существуют без заискивания и пристройки сверху, выстраивают с ребенком доверительный разговор на равных. Театр работает с литературой, ставшей известной в России совсем недавно, не только привлекая внимание родительской аудитории к новому детскому чтению («Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?» Ульфа Старка, режиссер – Иван Пачин), но и снимая табу с тем, на которые в нашей стране с детьми говорить не принято.

Сегодня Няганский ТЮЗ, по-прежнему закрытый для зрителей из-за пандемии COVID-19, активно осваивает и онлайн-пространство: выходят подкасты, читки, видеоролики и даже театральные уроки. Два премьерных спектакля сезона 2020-2021 для зрителей прошли в формате онлайн-трансляций («Таинственные знаки» и «Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?»).

За годы своего руководства Анастасия Постникова сумела сделать Няганский ТЮЗ прогрессивным театром, известным далеко за пределами Югры, заложив в основу его развития принцип любви и неугасающего интереса: к делу, к миру и к людям вокруг – большим и маленьким.