Он улетел и обещал вернуться

Главная / Театр / Пресса / Он улетел и обещал вернуться

Сетевое издание «ВНовгороде.ру»

ОНЛАЙН-ДНЕВНИК ФЕСТИВАЛЯ «ЦАРЬ-СКАЗКА»/KINGFESTIVAL: ОН УЛЕТЕЛ И ОБЕЩАЛ ВЕРНУТЬСЯ

Два аккорда программы KINGFESTIVAL стильно завершили ураганное театральное событие Великого Новгорода. Два театра из России и Латвии показали совсем свежие кукольные спектакли, способные растрогать камни. А главное – через визуальную красоту, необычное видение они нам рассказали о том, как важно оставаться верным своим принципам. Хотя счастье каждый видит по-разному.
Он улетел…
Принц родился на маленьком острове, совсем один. Он не вписывался в странный, слишком суетливый или слишком медленный мир вокруг. Маленькая притча Екатерины Гороховской «Научи меня летать» состоит из очень простых событий, в каждом из которых спрятано какое-либо недосказанное явление человеческой жизни. Можно сказать, что она навеяна культовой сказкой Экзюпери, только не претендует на большую литературу. Это текст, который наполняется художественным смыслом именно в спектакле.
Молодой выпускник Мастерской Сергея Женовача Артём Устинов в Театре юного зрителя Нягани (Ханты-Мансийский АО – Югра) решает сказку в технике театра кукол с такими же молодыми, обаятельными и интересными актерами. А художник Наталия Бурнос превращает всё это в стильное визуальное зрелище, где простые элементы складываются в сложные механизмы и образы.

О чём спектакль, хорошо формулируют его создатели. Здесь и одиночество Принца, которого обступают глыбы неуютного замка-тюрьмы. Его желание вырваться за пределы ограниченного мирка, отправиться вслед за кораблями вдали. Первая любовь к Белой Птице, подарившей ему импульс к созиданию. Но пока Принц увлеченно мастерит крылья для побега с острова, Птица погибает. Режиссер уверенно чувствует себя в несложных перипетиях, пока не спотыкается о финал. Екатерина Гороховская готова говорить с детьми о смерти, о невозможности даже самого сильного чувства изменить этот закон жизни. Артём Устинов сомневается, он стремится к счастливому воссоединению, чтобы Принцу удалось забрать любимую Птицу у Прекрасной женщины. Но почему-то сентиментальный финал с совместным полётом героев читается как добровольный переход через эту тяжелую преграду. Он не пугает и не призывает к чему-то. Это лишь одна из вероятностей, с которой можно не согласиться. И обсудить её с ребенком после просмотра спектакля.
«Научи меня летать» – это также повод поговорить о том, каким видят современный режиссер и художник спектакль для детей, о визуальных решениях. Посреди огромного чёрного космоса есть пустынно-тёплый островок. Дерево как основа для кукол и объектов позволяет ощутить то природное, живое, что дает соприкосновение с натуральными материалами. Сам же Принц – условная куколка, этакий трогательный курносый мальчишка. Рамиль Ахмеров не просто рассказчик всей истории, он вступает в диалог с куклой, которую ведёт. Это порождает театральный юмор и заставляет задуматься о демиургичности искусства, создающего иные миры, способные рассказать куда больше о реальности, чем мы себе представляли.

Тут же рядом иллюзия создается и более простыми, но не менее действенными приемами. Ручеек – это, конечно же, газовая ткань, которую перебирают забавно щебечущие девушки. А Черепаха – голова в круглых очках и платке. Наконец, сама Белая Птица – мелькающий вдалеке силуэт на трости. А актёрское исполнение Дарьей Фамильцевой, Жанной Ханьжиной, Натальей Чилимовой и Александром Понкратовым – тот случай чуткого и нежного ансамбля, когда творческие индивидуальности идеально подогнаны друг к другу.
Ребёнка нужно удивлять не только простотой иллюзии, но и сложносочинёнными решениями. И когда Принц отправляется в путь за Птицей, которая обещала научить его летать, на сцене возникают кубы, декорированные вращающимися шестерёнками. Этакий своеобразный стимпанк, отзвук модной субкультуры и в то же время обозначение опасности. Огромные механизмы приготовили маленькому Принцу множество испытаний. Комбинации движущихся досок сразу же отсылают к линейным компьютерным играм-аркадам, внезапно вырастают большие цветы, выпрыгивает крокодил и возникает подвесной мост. Юный (и не только) зритель находится в знакомом, увлекательном пространстве, при этом сочинённом с изобретательностью и непредсказуемостью.
«Научи меня летать» – это простые смыслы со шлейфом для проговаривания, соотнесения со своим – большим или не большим – жизненным опытом. Всегда радостно, когда театр обращается к детям без поучения и назидания – для этого есть родители и педагоги. А ещё вдохновляет, когда история рассказывается с таким неравнодушием к художественным возможностям, с тщательным продумыванием эстетического всей команды постановщиков и исполнителей.

https://vnovgorode.ru/kultura/10596-onlajn-dnevnik-festivalya-tsar-skazka-kingfestival-on-uletel-i-obeshchal-vernutsya.html