История одного города будет представлена на сцене Няганского театра юного зрителя

История одного города будет представлена на сцене Няганского театра юного зрителя

21-22 октября в Няганском театре юного зрителя состоится премьера спектакля «История одного города» (12+) по одноименному произведению Михаила Евграфиевича Салтыкова-Щедрина. Над спектаклем работает молодой и талантливый режиссер Артем Устинов, создатель спектакля «Научи меня летать», который с успехом представил Югру на фестивале «Царь-сказка».

Летопись города Глупова включена в школьную программу, а представленная на театральных подмостках, она поможет подросткам лучше понять материал. Повесть охватывает период с середины 18-го до середины 19-го веков. Однако, сегодняшний зритель без труда узнает в нем и позднейшие периоды российской жизни, о которых Салтыков-Щедрин не мог даже догадываться.

В ожидании премьеры мыслями о спектакле поделился режиссер Артем Устинов: «С «Историей одного города» Салтыкова-Щерина я познакомился в школе, потом читал отрывок на поступлении в Самарскую академию культуры, потом в ГИТИСе мы занимались по речи, правда, другим произведением Михаила Евграфиевича. Как-то долго он «ходил» где-то вокруг да около… И если бы, художественный руководитель Няганского театра Николай Александрович Реутов, не предложил постановку, может быть, я за нее и не взялся. «История одного города» не самое очевидное произведение для театра, его, конечно, ставят, но это не то, что первое приходит в голову…

Это произведение сложного сатирическо-фантастического жанра. И первое время было очень неприятное ощущение, что я никак не могу выбраться из «языка», который собственно составляет основное содержание повести и, вообще, творчества Щедрина.

Поэтому, мне показалось, что нужно сочинять какую-то свою сценическую реальность, которая не буквально повторяет то, что мы читаем, а создает «параллельный мир» с которым текст вступает в какие-то взаимодействия: где-то они пересекаются, где-то находятся в расхождении. Всегда сложно начать… но мне кажется, верным, сделать много проб, прежде чем начать «выращивать» историю. Главное - сформулировать «свое» - то, что хочется сказать, потому что, то «о чем это написано» мы более менее все понимаем. Это какой-то другой театр, не психологический, потому что «История одного города» не про отношения между людьми, она про отношения каких-то больших категорий типа «власти», «народа» и «Земли». На мой взгляд, третий герой в этом произведении, «почва», на которой почему-то не «приживается» никакая власть. Там все время происходят какие то «стихийные бедствия» и мне кажется, что этим «природа земля» что-то хочет сказать людям. В финале, скорее всего, всех как-то сметет, пока видится так…

Очень хотелось не делать специфически русскую историю «а ля лубок», потому что я такие вещи уже видел, и мне они как-то не очень интересны. Хотелось пойти именно в какую-то антиутопию, сделать этот мир предельно «как бы вообще не про нас», но понятно, что это про нас… все будет выглядеть очень интересно, красиво, фантастично и страшно. Над созданием «вещественного мира» города Глупова работают номинанты Золотой маски сценограф Игорь Капитанов и художник по костюмам Фагиля Сельская».