Пятый «Мандельштамфест»: как это было?

Главная / Театр / Пресса / Пятый «Мандельштамфест»: как это было?

Пятый «Мандельштамфест»: как это было?

Биеннале поэтического искусства в Воронеже собрала внушительную программу с участием народного артиста РФ Константина Райкина, театров из Сухума, Нягани (ХМАО), Санкт-Петербурга и Москвы.
Мандельштамфест. Фото: Андрей Парфенов 
Мандельштамфест. Фото: Андрей Парфенов

Текст: Татьяна Ткачёва

Среди героев «Мандельштамфеста», прошедшего в Камерном театре Воронежа 15-17 декабря, в этом году были Пушкин и Бродский, представители Серебряного века и Федерико Гарсиа Лорка, поэты-фронтовики Давид Самойлов и Юрий Левитанский, «первый в стране дезертир» (герой поэмы Есенина) и «муза блокадного Ленинграда» Ольга Берггольц…

…»Мандельштамфест» — уникальный для региона проект, где стихи не только декламируют и обсуждают, но раскрывают средствами театра, пластики, музыки и изобразительного искусства. В этом году он состоялся в пятый раз.

Для закрытия «Мандельштамфеста» организаторы приберегли драйвовую «лекцию-концерт» «Цехъ поэтовъ», где на современную электронную музыку положены строки Хлебникова, Ахматовой, Цветаевой, Гумилева и других модернистов, не исключая невзначай создавшего литературный русский язык Пушкина. Авторы текстов самолично выходят на сцену богемного кабаре «Бродячая собака». С набеленными лицами, в умопомрачительных костюмах и париках (художник Юлия Ветрова): у Гумилева атласный халат, у Пушкина — парчовый кафтан и золотая маска (как-никак — Король-солнце, наше все), Ахматова до подбородка замотана жемчужной ниткой…

Фото: Андрей Парфенов

Спектакль Ивана Комарова адресован прежде всего подросткам (хотя, судя по показу в Воронеже, может обаять и взрослых). А потому — не претендует на глубокий разбор творчества, но знакомит с плеядой экспериментаторов через веселое действие и яркие образы, многие из которых раскроются, если все же познакомиться с биографиями и стихами поближе. Заводной Алексей Крученых чего только не выкручивает по молодости, каких только заумных «трахтатов» не сочиняет — прежде чем замолчать на 30 лет, посвятив себя архивам погибших друзей-поэтов. Мандельштам из маленького Пьеро, ищущего общий язык с отцом, превращается в рыцаря поэзии и сражается картонным кинжалом с непонятливой публикой, а потом исчезает в жерле сталинских лагерей. Эгоцентричная Цветаева капризным тоном повествует о том, как сдала в детдом младшую дочь, как никто ее не любил, а она-де любила всех, оставляя зрителя в недоумении насчет реального масштаба трагедии поэтессы, покончившей с собой. Вереница героев в итоге стекается к трону Пушкина, не сброшенного с корабля современности.

Наиболее убедительна музыкальная часть постановки, за нее отвечают Юлия Баранова, Ян Кузьмичев и Айвар Хучахметов. Стихи поэтов Серебряного века превращаются в баллады, рэп, блюз, эстрадные композиции, раскрываясь с неожиданной стороны. Языковая игра, сложные метафоры, странное строение фразы — все переплавляется в звуке, проявляя музыку стиха. А еще — убирая барьер перед восприятием «элитарной» поэзии, авторы которой вдоволь похулиганили, прежде чем попасть в учебник.