Нягань для невыросших

Главная / Театр / Пресса / Нягань для невыросших

«Колесо» – всероссийский фестиваль-лаборатория театров для детей и молодежи. Его совместно с РАМТом и по его инициативе (а именно по идее его тогдашнего директора Владислава Любого) с 2009 года проводит СТД РФ. «Фестиваль-перекати-поле, где традиционный сбор творческих коллективов заменен приглашением фестиваля – театральных специалистов – режиссеров, менеджеров, критиков – в один из театров страны», – такова его концепция.

На семнадцатый год фестиваля коллеги приехали в Няганский ТЮЗ. Директор Анастасия Постникова и ее команда представили за 3 дня 7 спектаклей. Два для детей от 3 лет, оба музыкальных и ярких, «Морковник» (режиссеры Юлия Баранова и Яна Чипуштанова) и «Мойдодыр» (режиссер Яна Чипуштанова). Один «концерт во времени» – «Цехъ поэтовъ» (режиссер Иван Комаров), в основе которого лирика и биографии литераторов серебрянного века. И постановку Сойжин Жамбаловой для взрослых — «Звездный час по местному времени» по сценарию Георгия Николаева. Подробнее хочется остановиться на трех спектаклях для подростков.

«Знакомьтесь, Нягань!»

Постановка — «Эскизы в пространстве», премьера — 9 июня 2022

Нягань (Ханты: нёух, nyouh) — город окружного значения

в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре

Люди театра знают Няганский ТЮЗ, но вряд ли знакомы с городом. Сухие красноречивые данные: до Ханты-Мансийска на машине ехать примерно 4 часа. Городу 38 лет. Население 63034 человека.

Но Дмитрия Максименкова, Ирину Михейшину и Дмитрия Мышкина интересует не данные из Википедии, а люди. Авторы и режиссеры так полюбили нагянцев, что спектакль идет 2 часа 40 минут, что для спектакля-променада, даже с частичным путешествием на автобусе, все-таки утомительно.

Устаешь не от шагов и расстояний, не хватает внимания, так хочется впитать, осознать всю информацию, визуальную и аудиальную. Собственно, действие начинается с карикатурной свадьбы, ее играют прямо на остановке, куда автобус подвозит растерянного жениха. Все подобные свадьбы одинаковы, но эта отсылает куда-то в прошлое, пока несколько карикатурное. Так спектакль заставляет зрителя найти в памяти подобные торжества, и таким образом обнаружить отражение личного опыта в няганском, и наоборот. На этом балансе общего и локального и строится спектакль. Даже в страшных сценах знание о репрессиях иллюстрируется конкретной историей с рыбой, которая не была заготовлена.

Удивительный для меня парадокс. Обычно я очень внимателен к тексту, но здесь меня больше заинтересовала живая городская среда. От реальных голосов в наушниках отвлекали окошки в покосившихся домиках. В придуманные звонки на радио, которые предложено слушать в автобусе, по привычке не вникаешь. Куда интереснее следить за собакой, которая случайно присоединяется к группе зрителей. Она гармонизирует происходящее. Что бы не происходило в городе, благополучный покой или стрессовые события, рядом будет бежать собака.

«Снегурочка»

Режиссер — Филипп Гуревич, премьера — 1 июля 2023

Аутизм (также известный как инфантильный аутизм (англ. infantile autism), детский аутизм (childhood autism), ранний инфантильный/детский аутизм (early infantile/childhood autism, синдром Каннера или аутизм Каннера (Kanner’s autism), в DSM-IV — аутистическое расстройство (autistic disorder) — расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями. Все указанные признаки начинают проявляться в возрасте до трёх лет. Схожие состояния, при которых отмечаются более мягкие признаки и симптомы, относят к расстройствам аутистического спектр

Мария Васильева быстро выходит на сцену из зала, рассказывает о спектакле и также быстро превращается в Снегурочку. У нее мгновенно появляется пластика ребенка с расстройством аутистического спектра. Ее повторяющийся жест правой руки контрастирует с пластическими возможностями остальных действующих лиц.

Пьеса Островского – сказка, куда попадает Маша (актриса делится с персонажем своим именем), которую мама отдает в интернат, как Весна отпускает Снегурочку к людям. За открывшемся занавесом серый кабинет, пронизанный холодным светом. (Художник Анна Агафонова, художник по свету Павел Бабин). Пространство похоже на класс, здесь обитают люди в униформе, только вместо букв «охрана» на спине у Бобыля несколько крупных снежинок-звездочек. Атмосферу создает не только цвет, но и насыщенная звуковая среда, в основном неуютная.

Действие «Снегурочки» трижды прерывается документальными вставками. Няганцам повезло, в их городе есть реабилитационный центр «Гармония», там помогают. В финале актеры будут аплодировать трем реальным мальчишкам на видео, с ними зрители успели познакомиться. Монологи матерей с комментариями презентует Анастасия Крепкина, которая играет и Весну. Вот, например, мама Даша. У нее не самая приятная манера говорить, а в словах проскальзывает агрессия. Театр объективен в своем исследовании.

Мария Васильева общаться с партнерами через зал, не видя зала. Лель (Мирон Слюсарь) впервые появляется в телевизоре, где еще увидеть певца в серебристом. А царь Берендей выходит на сцену чиновником, не карикатурным, а типичным. Актер Ильнур Мусин говорит с листа и признается от лица своего персонажа, что текст Островского «на язык не ложится». Спорить с этим трудно. Ценность такого театра в прямоте и внятности. В ясности ассоциаций. «Она любви не знает», говорят у Островского о Снегурочке. Об этом рассуждают матери в документальных фрагментах, говоря о своих детях.

Снегурочке в финале пьесы — 15 лет, в финале спектакля Маше преподносят торт с двумя свечами в виде цифр “1” и “8”. Это страшно. Как жить дальше людям с подобными диагнозами?

«Калечина-Малечина»

Режиссер — Сойжин Жамбалова, премьера — 13 апреля 2023

Хтонь — неологизм.злонечистая сила, умершие предки, гады

Честно: не люблю эту книгу Евгении Некрасовой. Мне она представляется нарочито мрачной. Все и так очень плохо, а автор продолжает нагнетать, вот, например, дядя Юра на удаленной даче предпринимает попытку изнасилования главной героини. Несовершеннолетней, или как Катя называет людей этого возраста, «невыросшей». Попытка для выпивающего мужчины заканчивается тяжелой физической травмой. Эта сцена в спектакле визуально решена как натюрморт, и такое жанровое определение из живописи можно дать всему сценическому действию.

Сойжин Жамбалова на основе собственной боли мастерски ставит мучительный спектакль. Зрители слышат ее голос, под эмоциональную музыку Дахалэ Жамбалова режиссер откровенно проговаривает свои детские травмы в начале и в финале. «Калечина-Малечина» начинается и заканчивается схожими сценами: Катя (Мария Васильева) прыгает со скакалкой под снегом. Долго, изматывающе, и для персонажа, и для актрисы, и для смотрящих.

Да и место неуютное, не поймешь, интерьер это или улица. Бетонный забор с красной колючей проволокой с трех сторон ограничивает пространство, которое способно превратиться в дом, класс, электричку. И здесь также, как и у Гуревича, образовательное учреждение оказывается местом обитания хтони. Белые фартуки и голубые пионерские галстуки легко монтируются с мобильными телефонами, время действия конкретно не задано, но четкие атрибуты разных десятилетий сосуществуют вместе.

Ольга Митьевна – единственная «выросшая», да что там, в принципе единственный персонаж, к которой эмпатична героиня. В сцене в летнем лагере Катя сама переодевается в педагога-искусствоведа. Экстравагантная женщина более воображаема, чем Кикимора. Юлия Баранова в этой роли – безмолвное насупленное существо. Такого двойника можно наделить как созидательной, так и разрушительной энергией. Кате надо выплеснуть разрушительную.

Необходимость описать не морок, а объективную реальность провоцируют режиссера на коллективный рассказ. Он ведется не от лица персонажей, актеры на какие-то минуты почему-то становятся бесстрастными комментаторами, проговаривая на словах катастрофические события. Но у каждого еще есть возможность стать солистом в этом хоре и довериться зрителям, рассказав собственную историю из школьного детства. Мне больше других запал в душу монолог Елены Киреевой, она играет маму Кати. Во время дежурства по классу в компании двоечника она разбивает бюст Ленина. Ожидание: катастрофа, детская колония. Реальность: никто ничего не заметил. И в этом прорывается интонация обиды и удивления: равнодушие оказалось убийственнее несостоявшегося наказания.

Еще немного статистики. Няганскому ТЮЗу — 30 лет. За это время было поставлено 162 спектакля, какие-то из них были представлены на 65 фестивалях. Ежегодного театр посещает 30 000 зрителей, а это, как вы помните, половина городского населения.