«Арлекин»: заметки на полях

Главная / Театр / Пресса / «Арлекин»: заметки на полях

В этом году XXI Всероссийский фестиваль театрального искусства для детей «Арлекин» представил в Санкт-Петербурге одиннадцать спектаклей конкурсной программы и семь специальных внеконкурсных спектаклей. В программе фестиваля — театры для детей и молодежи Красноярска, Нягани, Казани, Москвы. В список петербургских номинантов вошли Большой театр кукол, Александринский театр, Karlsson Haus, Театральный проект 27 и другие коллективы. Без интриги не обошлось – лауреатом и обладателем статуэтки «Арлекин» стал спектакль, который физически не смог попасть в Северную столицу. Тем интереснее наметить себе путешествие в Красноярский ТЮЗ, где спектакль «Евгений Онегин» теперь отмечен «Арлекином».

Няганский ТЮЗ привез «Калечину-Малечину». В этой тяжелой подростковой истории (режиссер Сойжин Жамбалова), все посвящено мрачной нелюбви, от которой «невыросшие» (то есть подростки) страдают, а «выросшие» (взрослые) способны только быть гротескными, чуть намеченными персонажами мира детей. Папа монотонно агрессивно читает нотации, мама вечно беспомощна, школа и одноклассники – объект выживания. Здесь все отделено глухим забором, будто на городской депрессивной окраине спального района, небольшой человеческий загон, где девочка Катя будет энергично пытаться выживать в мире буллинга и несправедливости, выдумывать себе кикимору-друга, чтобы эту горькую справедливость обрести с ней вместе. Самое живое в этом мире – музыка (абсолютно заслуженно отмеченная жюри премией работа композитора Дахалэ Жамбалова), она бьющееся сердце истории, завораживающая, от фольклорных мотивов к современному динамичному звучанию мира серых детей и серых родителей. Выхода из истории не предназначено: иногда ворвется поток вербатима от актеров, которые будут вспоминать собственное детство, проявленное на серых панельных стенах забора. Но кикиморе искалеченных не победить, хэппиэнд в таком случае – только прийти домой и обнять своих детей.