Как Эква-Пырись на охоту ходил…

БЛОГ КАТЕРИНЫ ТАЙЛАКОВОЙ

30 мая, 2014

Смотрю в книгу отзывов Няганского детского музыкально-драматического театра и тут у меня клей попросили принести. Первая реакция – пойти и найти клей, но успеваю себя остановить (“я теперь не организатор мероприятий, я обычная”, – произношу себе). “Это наш гость”, – говорит за меня женщина с брошью-золотой маской на груди.    Улыбаюсь.    Пишу свой отзыв и не знаю, как себя подписать. Блогер? – ну какой из меня блогер. То, что читают несколько сотен человек в Сети, не повод себя так называть. Журналист? – на какой, интересно, медиахолдинг работаю? Прошлую должность писать некорректно – это считалось бы искажением действительности.
Еще несколько минут назад смотрела, как убирают декорации спектакля “Как Эква-Пырись на охоту ходил”. Декорации – это слишком громко сказала – напольное покрытие, два шеста и кедровые шишки с камнями. Но спектакль был удивительным.
“Мы боялись двух вещей – что окажемся похожими на постановки театра обско-угорских народов и что нас театр обско-угорских народов раскритикует, ведь в отличии от их труппы, у нас актеры не представители народов Севера. Но после спектакля к нам подошли и сказали, какие мы большие молодцы, как хорошо продумали многие моменты. Нам очень приятно, что коллеги так по-доброму оценили труд”, – поделилась со мной представительница театра. Через несколько часов директор – Анастасия Геннадьевна Постникова – приглашала 6 июня на их премьерный спектакль в Нягань. “Вы приезжайте, мы вам все покажем и со всеми познакомим. Мы рады таким зрителям.”          Такая обстановка на фестивале.
Все друг другу радуются и друг другу улыбаются. Для региональных театров фестиваль “Белое пространство” – шанс редкий (а потому уникальный) поработать на других окружных площадках, познакомиться со зрителем, вновь встретиться с коллегами. Хватает ли вам профессионального общения в Югре? – такой вот простой и очень актуальный универсальный вопрос всех сбивает с толку. Общения не хватает – и тут дело даже не в сфере культуры, а во всех сферах сразу –  ресторации, строительной, технологической… Хорошо, когда в городе существуют постоянные круглые столы, в Сургуте их организовывает если не Торгово-промышленная палата, то редакция “Бизнес-журнала”.
“Как Эква-Пырись на охоту ходил” – спектакль непривычный. Побоялась бы назвать его детским, потому что сама давно не понимаю разницы между детским и взрослым. Подчас детское кажется гораздо более масштабным и глубоким.
Спектакль обращен в человеческое интуитивное. Сложно поверить, что в нем задействовано всего четыре актера – Андрей Ушаков, Жанна Ханьжина, Геннадий Курчак и Юрий Хмызенко, ведь персонажей гораздо больше – Эква-Пырись и его сестра, Менк пяти- и семиголовый, птица Товлынг-Карс, вождь Усынг-отыр-Ойка, Лягушка не имеющая печени и сердца и Золотой окунь. Как им удавалось перевоплощаться? 40 минут ярко очерченных образов в костюмах (художник Максим Черницов) и неожиданного для меня звукового сопровождения.
История Эква-Пырись и его сестры – это словно соединение всем знакомого традиционного русского былинного эпоса с древними мансийскими сказаниями. Эква-Пырись проходит стадию несмышленой юности, полной непокорности и внутреннего бунта правилам домашнего очага, обретает уверенность в себе, становясь охотником, чтущим духов леса и своих предков, и завершает этап становления в путешествиях, в конечном итоге, возвращаясь в родной дом. Там его подстерегает медитативное узнавание времени – три дня поиска ответов оказываются тремя годами, за которые вождь успевает пленить сестру. Эква-Пырись отправляется на ее поиски и начинает исполнять подвиги, как русский богатырь, загаданные хитрым вождем.
Он освобождает болото от коварной Лягушки, грызущей крылья детенышам птицы Товлынг-Карс,  побеждает Золотую птицу и Золотого Окуня, освобождает сестру. Однако, сестра его успевает состариться. Мотивом вечной молодости и погружения во время становится заключающая сцена – когда Эква-Пырись с сестрой вновь разжигают домашний очаг. Мы понимаем, что славные лета ожидают мир, пока женщина является хранительницей мудрости поколений, а мужчина – бесстрашным добытчиком.
В этой истории есть место и подвигам, и волшебным атрибутам (рукавицы из осетровой кожи), и сложным иерархичным взаимоотношениям древнего народа манси. Няганский детский музыкально-драматический театр готов посетить со своим спектаклем Сургут еще раз, вопрос только в организации театральной площадки и зрителя.
Очень надеюсь, что в скором времени наши региональные театры смогут похвастаться наличием в своем годовом плане региональными гастролями и Югра станет не только территорией здоровья, добра и тепла, но и по-настоящему театральной.