Павел Руднев. В программе «Маска плюс» 27 февраля будет очень любопытный спектакль, который нельзя пропустить.

Главная / Театр / Пресса / Павел Руднев. В программе «Маска плюс» 27 февраля будет очень любопытный спектакль, который нельзя пропустить.

В программе «Маска плюс» 27 февраля будет очень любопытный спектакль, который нельзя пропустить. Филипп Гуревич поставил
в театре ханты-мансийского города Нягань рассказ Василия Шукшина «Сураз». В соединении с документальными монологами, взятыми у жителей близлежащих поселков, спектакль получил название «Житие Спиридона Расторгуева».
Рассказ «Сураз» — один из самых жутких у Шукшина, он — о духовной пустоте, мраке, «зиловщине» существования, внезапно развернувшихся в позднесоветском человеке. Покушение на преступление и самоубийство, которое совершается Спиридоном спонтанно и жестоко, едва ли мотивировано и осознанно, сближает «Сураз» по теме с не менее мрачной «Людочкой» Виктора Астафьева.
Заглавие спектакля, иконописный образ на программке, общая интонация работы говорит о поиске веры в атеистическом государстве, о жажде религиозного обобщения жизни — на парадоксе. «Чем жив человек?», «зачем живет человек?» — эти вопросы с неизбежностью возникают в голове как героев спектакля, так и зрителей. Где точка зарождения зла в человеке, откуда начинается разложение и дегуманизация, тем более если характер этого зла — произвольный, рандомный. Герой, называющий себя маловразумительным, якобы романтическим названием «сураз», совершает как добрые, так и злые поступки случайно и спонтанно — словно колеблет на ветру человека, у которого нет никакого стержня внутри, не обнаруживается смысл существования. Спиридон, как играет его чудесный молодой артист Ильнур Мусин, — толком не умеет ни осознать себя, ни проговорить свою мотивы, безъязыкий, дикий деклассированный элемент, уже не принадлежащий ни гибнущей деревенской культуре, ни городской цивилизации. Это лишний элемент, несовершенный человек, пропавший при очередной рывке-торможении цивилизации. Сураз — незаконнорожденный. А значит: подменыш, подкидыш, выворотень.
В персонаже Ильнура Мусина видна демоническая, байроническая природа (при том, что проглядывает иногда и есенинское, крестьянское — красив, как молодой Бог) — вряд ли осознанная, но как бы сформировавшая темперамент бунтаря, который сам не знает, на что бунт направлять и против чего бунтовать. Жанр жития тут пародируется: не святой герой, но мучается.
Зло в человеке, инстинкт разрушения транспонируется режиссером (да и самим Шукшиным и вместе с ним всеми писателями-деревенщиками) на типичное разрушение природы, данности — что человеческой, что нечеловеческой. Несовершенный, неосознанный человек разрушает природу, которая пугает и раздражает его своим совершенством, гармонией и успокоенностью. Борьба города с деревней, ставшая темой XX века, приводит к сокрушению сельской культуры — там, где человек был близок к натуре.
Мне кажется, это большая победа Няганского театра и режиссера Филиппа Гуревича.