Дневник фестиваля: день второй

Главная / Театр / Пресса / Дневник фестиваля: день второй

Современное прочтение Шукшина, обсуждение «Уроков французского» и Астафьев на большой сцене. Таков второй день Всероссийского театрального фестиваля имени Валентина Распутина. Его посвящают 85-летию великого писателя.

Для «Уроков французского» в Иркутском драмтеатре устроили кастинг среди школьников. Главная роль смышленого 11-летнего мальчика, отправившегося из деревни в райцентр учиться, досталась Сергею Алексеенко. Теперь школьник чередует уроки с репетициями и спектаклями. Как и его коллеги по сцене. Своего героя Сережа искренне полюбил.

Сергей АЛЕКСЕЕНКО, АРТИСТ:
Это добрый мальчик, который не берет чужого, он не хотел конфликтов, потому что он понимал, что его выведут, это позор, а маму он не хотел позорить, потому что она его на последние продукты отправила учиться. Мы сейчас проходим по литературе «Уроки французского». Нам дают задание — характеристику главного героя, а я ее уже сделал, потому что, чтобы играть роль, нужно сделать характеристику. 

Пересказывать сюжет этого самого известного из распутинских рассказов  о голодном послевоенном детстве, чику и пристенок, о человечности и спасительной доброте иркутянам вряд ли необходимо, его с детства знают еще по школьной программе. Сегодня среди зрителей спектакля были столичные критики. Отметили: это очень сердечное, трогательное и точное прочтение Распутина.

Капитолина КОКШЕНЕВА, ТЕАТРАЛЬНЫЙ КРИТИК:
Замечательные визуальные образы, все очень читается, вы знаете, читаются какие-то трогательные самые маленькие детали…

А это смелое и яркое прочтение Шукшина от Няганского театра юного зрителя. Спектакль «Житие Спиридона Расторгуева» объединяет в себе рассказ «Сураз» и воспоминания жителей деревень близ Нягани. Их создатели спектакля собирали в экспедиции. Старики и старушки, женщины, дети говорят о любви, семье, жизни, смерти, Боге. Рядом с реальными сегодняшними обитателями деревни живут персонажи шукшинского рассказа. И тоже проходят испытания войной, страстью, гордыней, любовью. И вопросы задают себе те же.

Филипп ГУРЕВИЧ, РЕЖИССЕР СПЕКТАКЛЯ «ЖИТИЕ СПИРИДОНА РАСТОРГУЕВА»:
Я открывал Шукшина тем языком, который близок мне, отталкиваясь прежде всего от автора. И визуальный язык, связанный именно с самим рассказом, это все продиктовано христианскими мотивами, которые есть в этом рассказе, поэтому такая форма, очень такая сухая, условная. Таким образом текст по-другому начинает работать, потому что мне не хотелось делать Шукшина в картузах и с мутным самогоном. 

На большой охлопковской сцене сегодня играют Астафьева. Спектакль «Конь с розовой гривой» в Минусинском драматическом театре поставил Алексей Песегов. В основе постановки воспоминания самого писателя, возвратившегося в родную деревню, где провел детство. В 7 лет Виктор Астафьев остался без матери. Она утонула в реке. Отец тогда был в тюрьме, так что мальчик рос с бабушкой и дедушкой. Детская память сохранила много светлых, добрых и теплых моментов.

Алексей ПЕСЕГОВ, ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ МИНУСИНСКОГО ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА:
Я с Виктором Петровичем был лично знаком, для меня это очень ценно. Я его очень люблю как писателя, я и Распутина, и Шукшина люблю, и Абрамова, и Белова, для меня это близкие люди, поэтому я с огромным удовольствием взялся за эту работу. Давайте будем читать, уважать, любить, тем более если ты рожден в Сибири и это для тебя очень близко. В этом и есть, на мой взгляд, истина. 

Также сегодня в рамках первого Всероссийского театрального фестиваля имени Валентина Распутина спектакль «Век живи — век люби» представил Иркутский ТЮЗ. Завтра на сцену выйдут артисты Московского губернского драматического театра с постановкой по Виктору Астафьеву «Веселый солдат». А Вологодский государственный драматический театр покажет спектакль «Живи» по Валентину Распутину.