Детский Weekend: за два часа до карантина — Марина Шимадина

Главная / Театр / Пресса / Детский Weekend: за два часа до карантина — Марина Шимадина
Детский Weekend Золотой Маски в этом году успел пройти буквально в последние дни перед карантином. К сожалению, удалось посмотреть не все спектакли. Но программа, которую собрали Анна Казарина и Надежда Стоева, была очень любопытной.
 
Няганский театр показал в Москве прелестный бэби-спектакль «Муха-Цокотуха» в постановке Анастасии Старцевой. Стильное, монохромное пространство и симпатичные условные куклы Марии Скобелевой без всякого натурализма. Сказку Чуковского тут рассказывают два героя — Он и Она, между ними явно завязываются романтические отношения, но Он страшно боится насекомых и от каждого нового жучка шарахается, как от коронавируса. Но в финале все же берет себя в руки и выходит на бой со страшным пауком. Дети и взрослые абсолютно счастливы. Позади меня девочка страшно переживала за муху, а ее папа заливисто хохотал. 
 
Для детей от 6 лет привезли эффектную «Белоснежку и семь гномов» из Сарова в постановке Алексея Забегина. Сюжет братьев Гримм тут остался практически без изменений, но был помещен в некую психоделическую среду: черное пустое пространство сцены с голыми деревьями, яркие костюмы и музыка Ника Кейва создавали немного зловещее и мистическое настроение, превращая детскую сказку в опасный триллер про ревность, предательство и смерть.
 
#Коппелия_бот тоже позиционировалась как 6+, но это было ошибкой. Данс-спектакль группы «Провинциальные танцы» из Екатеринбурга был явно рассчитан на взрослых и подростков. Хореограф Александр Пепеляев придумал собственную трактовку классического балета, заменив оживающую заводную куклу неким цифровым ботом, Алисой или Siri, который вступает в контакт с людьми. Музыка Делиба тут сочетается с электроникой, костюмы тоже представляют микс балетной туники и спортивной формы, а хореография пытается передать пластику искусственного разума, если бы он вдруг обрел плоть. Все это очень интересно, но довольно абстрактно, бессюжетно и для детей непонятно. Так что contemporary dance для младшего возраста у нас все еще terra incognita.
Зато Красноярский театр юного зрителя попал в точно цель и в свою аудиторию. Спектакль «По приколу. Кто решает, что смешно?» сделан немецкой постановочной командой из театра «Штраль» в жанре форум-татра. То есть сначала актеры разыгрывают некую типичную историю буллинга в школе, а потом останавливают действие и спрашивают детей, что можно было бы изменить в этой ситуации. Причем, зрителей в действие вовлекают очень постепенно и продуманно, шаг за шагом увеличивая их активность, и в конце концов, кто-то из подростков выходит на сцену, чтобы сыграть вместо актеров и изменить финал. Очень крутой проект с эффектом прямого действия, который в Красноярске с успехом катают по школам.
 
Первый театр из Новосибирска привез на фестиваль «Воина» Марии Огневой в постановке Юлия Каландаришвили. История из 90-х про маленький приграничный городок, где параллельно настоящей Чеченской войне идут свои бои местного значения между подростками — поселковыми и «кпп-шными». Там много примет времени, от песен группы «Руки вверх» до рекламы на маленьких телевизорах, но есть ощущение, что действие пробуксовывает, вязнет, ему не хватает динамики. Но я смотрела спектакль на видео, может быть, показ в ЦДР на Соколе прошел лучше.
 
И в самый последний день, когда уже грянул приказ об отмене всех спектаклей, Молодежный театр Алтая успел сыграть на сцене МТЮЗа свой Wonder Boy — спектакль по роману Р.Дж. Паласио «Чудо», по которому еще поставлен фильм с Джулий Робертс. У режиссера Максима Соколова мальчик с генетическим заболеванием лица похож на персонажа игры Майнкрафт — с квадратной коробкой на голове и световым мечом джедая. Он делает акцент не на болезни, а на отношениях подростков — дружбе, предательстве, человеческих качествах, которые в конечном итоге оказываются важнее внешности.
 
К сожалению, не успела увидеть «Байки с Бейкер-стрит» театра «Парафраз», «Обними меня покрепче» Театра кукол Ханты-Мансийска, «Тараканов» из Архангельска и «Три четверти» — спектакль молодежного театра «Игра» по повести Ани Красильщик. Но это опять же почти все 12+ и даже 16+. А вот хороших спектаклей для детей от 6 до 12 по прежнему не хватает. И очень жалко, что на Детский Weekend в этом году не отобрали «Хроники Нарнии» Романа Феодори и Даниила Ахмедова — вот было бы всем счастье.