Спектакль «Я есть» Няганского ТЮЗа — Лучший спектакль Международного фестиваля «Маленький сложный человек»

Спектакль Няганского театра юного зрителя «Я есть» (режиссеры Сергей Чехов и Данил Чащин) стал лучшим в первом Международном фестивале для детей и подростков «Маленький сложный человек» г. Санкт-Петербург. Спектакль поставлен по пьесам подростков — участников первой драматургической лаборатории в Югре (Дмитриева Юлия, Голубова Майя, Усенова Амина, Пьянкова Александра, Абрамов Владислав, Ариков Виктор).

Няганский театр юного зрителя представлял Ханты-Мансийский автономный округ — Югру наряду с коллективами из России, Литвы, Греции.

Спектакль «Я есть» дважды был показан 31 марта на сцене Большого театра кукол, после чего состоялось обсуждение. Спектакль был по достоинству оценен не только членами жюри, но и гостями фестиваля. Из отзывов зрителей:

Это спектакль не для детей, это спектакль о детях для взрослых. В этом спектакле дети сами рассказывают о своих проблемах… Шесть разных историй.

Детям во все времена было тяжело быть услышанными…. И взрослыми, и своими ровесниками…. А в наш век это становится нереально…. Детям, кажется, что они никому не нужны…… А родители, пытаясь обеспечить детей необходимым, забывают о главном, об общении…. Очень часто вижу, как мамочки гуляют с детками, мамочка в гаджете, а детка сама по себе, познает мир, как может…… Актёры и режиссёр, сами ещё дети, им все близко.

Мне очень нравится стишок из какой-то рекламы:

Мама дома, мамы нет,

Мама вышла в интернет,

Кофе пьёт, глазами водит,

Что там в мире происходит,

МАМА, ТЕБЕ СКАЖУ — В МИРЕ Я ПРОИСХОЖУ!!!!

Георг Чирков

Пришла по приглашению, поэтому заранее даже не посмотрела описание спектакля, не прочитала, что за театр. И сначала не могла понять, что же это такое творится на сцене.

На обсуждении в конце кто-то даже спрашивал, мол, а вы настоящие актёры? — и я поняла, почему так спросили, я тоже сначала подумала, что это какой-то подростковый любительский театр приехал и пьесы зачем-то такие жестокие, ну к чему такое вообще показывать на сцене. Цепляет за что-то, за что не хочется быть зацепленной, у меня подростковый возраст прошёл и хорошо бы его вообще не вспоминать.

В общем, я стала злиться, хотелось нажать какую-нибудь кнопку, чтоб выключить этот спектакль. Ко второй пьесе разозлилась ещё сильнее. Такая необычная форма там, а я же всё ещё полагала, что это любительский спектакль, и думала — почему у них лица кирпичом, почему одна и та же интонация навеки, что это вообще всё такое, зачем на это смотреть. А потом поняла, что озвучиваются ремарки. И медленно начала соображать, что это работа не на поверхности. Что это бережное обращение с автором, а не то, что я там подумала. Так я в детстве не понимала, почему Малевич великий художник, а потом… Вот и ваш спектакль — я не поняла сперва, а потом…

Там было много тяжеловесных тем, в том числе таких, с которыми я в жизни не сталкивалась. И сами драматургические материалы были непростые. Если бы они мне попались в текстовой форме, я бы не дочитала. И для меня большое открытие, что форма может настолько помочь содержанию.

А когда на обсуждении я узнала историю спектакля, узнала о лаборатории, то у меня уже совсем кончились слова, я даже не знала, что такие вещи и правда бывают.

Благодарю вас, горячо-горячо.

Наталья Абрамович

Сегодня я смотрела спектакль «Я есть» няганского ТЮЗа. Спектакль 12+, думаю, становится понятным почему я о нем пишу — он тоже о подростках. Но самое потрясающее, что это спектакль по пьесам участников драматургической лаборатории «Я есть». Я не буду и не хочу говорить о творческой составляющей спектакля- я добрый зритель и всегда реагирую сердцем (остальное -работа критиков, они же учились). Но вот что меня поразило: Нягань — северный город с населением менее 60 тысяч человек. 10 дней — столько длится первая в Югре драматическая лаборатория, а авторы… -подростки от 12-17 лет, которых «неделю учили писать пьесы, находить конфликт, выделять события, описывать героев, делить на сцены и сочинять ремарки. Тему можно было выбрать абсолютно любую. Писали о том, что беспокоит, что переживали сами, о чём болит: любовь, попытки самоубийства, плохая компания, наркотики, взросление, эгоизм, отношения с родителями». А потом из 6 текстов сделали полноценный спектакль, который вошёл в репертуар театра. Как пронзительно трогательно и драматично звучат эти тексты! Спасибо всем, кто работал над этим спектаклем! Спасибо актёрам! Браво юным драматургам! И отдельное спасибо взрослым, которые подарили детям такую возможность высказаться!

Зрительный зал был полон ребят от 12 лет и родителей, но видели бы вы их реакцию! Чувствовалось, что именно они главные в этом зале — все здесь о них и для них.

Анастасия Самарская

Напомним, что фестиваль прошел в Санкт-Петербурге с 27 марта по 1 апреля 2019 года и был посвящен спектаклям по новой детской литературе, организатор Санкт-Петербургский Большой театр кукол В рамках программы были показаны работы в постановке молодых режиссеров. Задачи фестиваля – показать спектакли для детей и подростков, рассказанные современным языком, познакомить публику с новыми героями и молодыми перспективными режиссерами.

Жюри фестиваля: Кристина Матвиенко — театровед, театральный критик; Надежда Стоева — театральный критик, театровед, зав.редакцией, редактор «Петербургского театрального журнала»; Анна Казарина — журналист, критик театра кукол и театра для детей, пресс-секретарь Московского театра кукол на Бауманской; Татьяна Джурова — кандидат искусствоведения, театральный критик. Редактор интернет-блога «Петербургского театрального журнала»; Ольга Тараканова – критик.

Оставьте отзыв

Ваш Email не будет опубликован.

17 − 16 =