«Морфий» от Няганского ТЮЗа на площадках культурно-досуговых учреждений округа

«Здравствуйте! Когда планируете следующие гастроли в Сургуте?» — из сообщений в социальных сетях.

С большим резонансом прошли гастроли Няганского ТЮЗа в Нижневартовске, Нефтеюганске и Сургуте в конце мая. Спектакли «Морфий» (16+) и «Вождь краснокожих» (6+) были представлены на площадках культурно-досуговых учреждений округа. Не смотря на отличие в возрастной категории оба спектакля рекомендовались к семейному просмотру. Всего за период гастролей было показано 7 спектаклей, зрителями которых стали более тысячи трехсот человек. После спектаклей прошли встречи артистов со зрителями, где каждый мог поделиться впечатлениями или что-то уточнить. Общение проходило в теплой дружеской атмосфере. Еще один вид обратной связи, который не остался без должного внимания зрителей, книга отзывов. Кроме того, спектакли получили оценку в социальных сетях.
Из отзывов зрителей, спектакль «Морфий»:
«Выпускаем «черта из табакерки» и понимаем, что «Морфий» — это собирательная история о людях, страдающих зависимостью. В данном случае эндорфинной, а конкретней морфииновой. Начинается спектакль с того, что в столичной поликлинике пьёт чай доктор Бомгард. Он вспоминает, как в начале XX века работал единственным врачом в русской глубинке, и нынешнее положение свое считает удачным. Его спрашивают: «Кто же сейчас там вместо Вас работает?» — «Да, кто-нибудь работает…Какой-нибудь молодой врач».
Действительно на сцене из темноты перед зрителями предстает худощавый врач Поляков (актер Андрей Ушков). Принимать больных по 100 человек в день, причем тяжело больных и травмированных, — это вам не медицинские книжки в теории изучать, а оперировать и принимать решения «здесь и сейчас». Ответственность и нагрузка невероятные! Вкупе с эмоциональной перегруженностью и постоянными мигренями сам доктор Поляков, нет-нет, да и оказывается в числе больных. Правда, как и любой зависимый, свою зависимость он категорически отрицает. Мол, я же доктор, плохого себе не посоветую. Ну и что, что в в качестве обезболивающего выбрал для себя 3%-ый раствор морфия? Опять же, время действия — начало XX века. Мы знаем, что в то время инъекции морфия прописывались почти от всех бед. Российское общество и ранее переживало «наркотический бум», а именно в первые годы после событий 1917 года. Чем ближе был под рукой шприц и морфий, тем быстрее человек становился морфинистом. Чем больше в окружении было морфинистов, тем легче было им стать…
Наш горе-доктор Поляков попал в этот адовый круг. Сначала уколы приносили нечто прекрасное, только волшебство и сказку. Прямо как в сериале по рассказам американского писателя-фантаста «Электрические сны Филипа К. Дика» (если не смотрели, то советую). Но, затем яркие образы меняются на мутные, а музыкальные водопады превращаются в громыхающие оползни, которые сметают все на своем пути. Сметают и перемалывают в общий фарш личность Полякова. Он постепенно теряет себя. Состояние блаженной эйфории перетекает в агонию. Крик, выпученные глаза, взлохмаченные волосы, припадки, истерия, неестественные выгибания рук и ног — так показал деградацию личности и ломку актер Андрей Ушаков (доктор Поляков). Вкупе с этим, мы словно в трансе смотрим за угасанием человека, который упрямо отрицает свою зависимость от морфия. В зале ни шороха. Даже экраны телефонов выключены. После завершения спектакля слышу с заднего от меня ряда: «Не знаю, как Вам, но по мне — это было сильно».
Немного аналитики.
Зацепило оформление сцены, на которой не было отвлекающей взгляд лишней бутафории и декораций. Ведущий цвет — черный. Оранжевый свет вытянутой формы лампочки гипнотизировал меня во время всего спектакля. По задумке режиссера, именно по яркости лампочки зрители могли увидеть изменения самочувствия доктора Полякова. Чуть ярче — эйфория, чуть бледнее — агония. А как же этот шикарный стол, который выполнял функции письменного стола, хирургического стола и … гроба. Как не старайся, доктор Поляков, а Смерть всегда рядом. Еще немного и крышка гроба должна была захлопнуться над ним.
Музыкальное оформление.
100%-но удачное! Эзотерические мелодии, опять же из сериала «Электрические сны Филипа К. Дика» сменялись главной темой из сериала «Никербокер». Боже! Эта мелодия, очень органично вписалась в сюжет и действия. Пришлось даже залезть позже в телефон, чтобы подтвердить свою догадку. Да, мелодия из «Никербокера». А я уверена, что молодежь, посмотревшая этот сериал про хирургов, также провела параллель между судьбами российского доктора Полякова и нью-йорским хирургом Джоном Тэккери.
Костюм доктора Полякова.
О! Этот отдельный абзац. Есть несколько версий по костюму персонажа:
Он уснул и встретил во сне Фредди Крюггера:
На нем несмываемая кровь его пациентов;
Его собственная кровеносная система, воспаленные сосуды, по которым текут молекулы морфия.
Красные полосы на костюме — это его душа. Страдающая, одинокая и окровавленная.
После завершения спектакля всех желающих пригласили на обсуждение + бонусом общее фото с актерами.
На спектакле с единомышленницей Аленой Вебер.
Если спектакль оставил в душе отпечаток, пишу свою обратную связь. Театру ведь приятно.
Подведя итоги, напишу, что благодаря удачно подобранному музыкальному оформлению, полуинтимности сцен (ого-то чего там увидите) и убедительной игре актеров — спектакль «Морфий», написанный по рассказу М. Булгакова, получился вне времени. Актеры сыграли достойно и убедительно, но без манерности и назидания. Зрителям просто было четко показано, что случится с человеком, который хоть однажды попробует сделать с собой «это».
Хотите заглянуть в глубокую бездну своих проблем и найти в себе силы их решить? Берите пару дней отпуска, просматривайте театральные фестивали, заказывайте онлайн-трансляции, но посмотрите няганский вариант «Морфия».
Наталья Карзакова
«…замечательный спектакль, и сыграно прекрасно. Спектакль поставлен близко к булгаковскому тексту, режиссёр не стал перевирать классика, ставить «себя великого» на одни весы с замечательным писателем, за что признателен ему. Постановка мне напомнила фильм с таким же названием, снятый в 2008 году режиссёром Алексеем Балабановым. Игра актёров, снявшихся в кино, перекликается, в нашем случае, с игрой актёров театральных. Оригинальным было световое и звуковое решение спектакля, передававшее ощущения главного героя — доктора Полякова, точнее, его эволюцию сознания (и если хотите — мировидения) в качестве морфиниста. Но мофинист, если внимательно следить за сюжетом, — это не состояние души, а состояние общественного развития эпохи; главного героя угораздило жить в это время и стать невольным свидетелем революционного, так сказать, политического творчества, где человеку отведена лишь роль пострадавшего статиста. Вот поэтому я не стал бы сравнивать спектакль с шоковой терапией, хотя такие оценки ему уже даны. Не подметил этого: няганские актёры представили своей игрой иную железную логику, имя которой та самая эпоха великих потрясений. Вспомнились по этому случаю слова героини «Жизни Клима Самгина», о стране, в которой люди никому не нужны, да и сами люди в ней не нужны друг другу. Эпохи, в которые жили горьковские и булгаковские герои, разделяют лишь два или три десятилетия, однако роль и место, отведённые в них человеку, мало отличались друг от друга. К слову же — тема эта актуальна и поныне, ведь эпохи великих перемен у нас продолжаются и, как говорил поэт Маяковский, вошли в привычку»
Михаил Рудаков
«Хотите попробовать морфий? Ещё в наличии — кокаин, головная боль, ломка, смерть… «Мама, мамочка! Зачем такое показывают? Я жить теперь не хочу!» Приехал с булгаковским «Морфием» няганский ТЮЗ и сургутяне на него не пошли. Зачем ходить, если тема эта близка и дорога? Вон, девушка из Дорожного после спектакля рассказала, как откачивала подростка в подъезде дня два назад, а вторая — про детство, в котором за окошком во дворе дохли наркоманы. Посадить бы всех школьников на сиденья да наручниками приковать — пускай смотрят на корчи молодого врача-интеллектуала, загнанного в рамки приёма 100 человек/день. А вы говорите развитие медицины! Где уж? Тут бы дожить до вечера да спать упасть, а если сны про обеденные операции мучат — уколоться бы. морфием. Костюм — кровавая рвань. Человека ведь изнутри разрывает. Движения — в лучших традициях бесовщины. Речь спутанная. А на заднем фоне плывёт дымящаяся женщина в чёрном. На столе — окровавленное тело. Режут ногу. Нет, пилят пилой. Звук раздаётся не выносимый. Звук на столько не выносимый, что закрываю руками уши. И ещё. В первые две минуты спектакля — самоубийство. Да-да, с выстрелом, резким падением, с вывороченной рукой. Страшно до безумия. Последняя минута — аллюзия на фрагмент с Понтием Пилатом, сон ли это всё или явь? Начало или конец? Человеческая катастрофа разворачивается перед вашими глазами — тут рвотный ком подступает постоянно. После увиденного подумать страшно, чтобы повторить путь героя. Даже если дарит «эйфорию» с божественными звуками рыжеволосая любящая тебя дама, та, с кем у тебя был бурный секс мгновенье назад. «Я вздёрнусь, если ты не уедешь». 18+. Нет, 25+! Браво!»
Катерина Тайлакова
«Просто нет слов выразить свое восхищение игрой актеров, гениальной постановкой режиссера».
«Огромная благодарность за возможность посмотреть замечательный спектакль! Великолепная игра, постановка. Спасибо!»
Нижневартовск.
Татьяна
«70 студентов и десяток педагогов НСГК благодарят за возможность увидеть, услышать, прочувствовать ваш театр. Спасибо за труд, за эстетику, за силу воздействия, убедительность и победу над смертью!»
«Побывали с единомышленницей на спектакле «Морфий». Знаете, что… соседи справа ни разу не зализали в телефон, соседка справа вздрагивала и очень сопереживала. Не это ли настоящий интерес? Актеры замечательные. Отсутствие мелких декораций оправданно. Музыкальное оформление — в точку. Главная тема сериала «Никербокер» — это связующее звено с молодежной публикой. Сердце застыло, вздрогнуло и снова пошло! Даже парни выходили из зала под впечатлением! Я все слышала. Молодцы! «Морфий» в Нижневартовске был воспринят на «Ура»! Желаю вам удачи! Благодарных зрителей! Энтузиазма!»
Наталья Карзакова
«Большое спасибо артистам ТЮЗ. Впечатлило!!! Конечно, когда читаешь, впечатления другие. Артистам удалось по-своему, но не менее эффектно передать трагедию. Большое спасибо.»
«Очень понравилось. Весь спектакль сидела в напряжении. Огромное спасибо»
«Отличная актерская игра. Динамично и интригующе»
«Сегодня,28 мая, побывала на спектакле «Морфий» в г.Нефтеюганск. Хочу выразить огромную благодарность за такое удовольствие. Спектакль был на высшем уровне, значительно превзошёл ожидания — атмосферный, психоделический, завораживающий и стильный. Особенно поразила игра Андрея Ушакова. Очень талантливо, живо. Постоянно находясь на сцене так идеально показал распад личности от начала до конца. И какая прекрасная память, и какая харизма! Так же понравилась необычное освещение, игра света и подходящее музыкальное сопровождение. Большое спасибо всем!!!»
Эльмира Яруллина
Из отзывов зрителей. Спектакль «Вождь краснокожих»:
«Замечательная постановка о вечном, о важном… Актеры супер. Спасибо!»
«Не дай Бог мне такого ребёнка каким он изображён у ОГенри! А ведь гиперктивных детей всё больше! DANGER! Мне иногда пишут «что делать на детских спектаклях взрослому человеку?» Послушайте! Да ведь в этом весь смак! Обожаю спектакли 0+ даже больше, чем 6+. Смеёшься, как будто ты с каждой минутой молодеешь. А если маленькие мальчики и девочки подсказывают главному герои слова, тыкают пальцем, вскрикивают и улюлюкают, значит, спектакль удался! «Вождь краснокожих» — вечная история без возраста и я рада, что няганский ТЮЗ взялся за неё. Непривычно было смотреть на актёра, который ещё вчера кидался на пол в припадке, а сегодня расшагивал по сцене в индейском костюме, но спектакли смотреть нужно отстранённо от предыдущего опыта. Вы ж не критики.  «Вы мне дадите полторы тысячи долларов, чтобы я у вас забрал своего ребёнка». Так мог сказать на самом деле только глубоко любящий отец, возлагающий большие надежды на своего сына, который не пропадёт ни при каких обстоятельствах. «Вождь краснокожих» — это про любовь к детям, уважении друг к другу, простоту общения и игры, в которые так необходимо играть всем взрослым».
Катерина Тайлакова
P.S.: Продолжаем получать сообщения в социальных сетях с вопросами о следующем приезде. И даже уже планируем его в следующем году.
Гастроли спектакля «Морфий» осуществлены в рамках реализации государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «О государственной политике в сфере обеспечения межнационального согласия, гражданского единства, отдельных прав и законных интересов граждан, а также в вопросах обеспечения общественного порядка и профилактики экстремизма, незаконного оборота и потребления наркотических средств и психотропных веществ в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре в 2014 — 2020 годах». Куратором проекта является Департамент внутренней политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.

Оставьте отзыв

Ваш Email не будет опубликован.

− 2 = 1