Красным по белому

В горящем овине. Марина Шимадина. VIII Окружной фестиваль «Белое пространство» в Сургуте

Марина Шимадина

Пьеса Тадеуша Слободзянека, основанная на документальных свидетельствах о сожжении евреев в польской деревушке Едвабне, тоже напоминает Апокалипсис. Но в Няганском ТЮЗе она поставлена Александром Баргманом по-европейски лаконично, сдержанно, без надрыва и натурализма, которого и без того хватает в этом страшном тексте. Тут совсем нет быта, очень мало вещественных деталей — фонарики, книги, колокольчики — и они используются очень точно, осмысленно. Почти все действие происходит за стеклом, зрители как бы отгорожены от ужасных событий некой исторической, временной, физически ощутимой «четвертой стеной». Впрочем, даже эта специально выстроенная дистанция не помогает, когда на нас обрушивается волна предательств, насилия, крови и смертей. Говорят, на гастролях по техническим причинам не получилось показать кульминационную сцену сожжения евреев. Но мне лично и без нее хватило ада, куда уж больше нагнетать.
При этом артисты работали очень легко, без нажима, в одно касание. Они, как слаженная команда, перебрасывались репликами, словно шариками пинг-понга, чувствовали партнера, мгновенно меняли мизансцены и дополняли текст выразительной пластикой.
В труппе не хватает мужчин, поэтому Дмитрий Дроздов тут исполняет сразу две роли, а уехавшего в Америку Абрама играет старейшая актриса Татьяна Спринчук. Но по большому счету кажется, что здесь действуют не конкретные персонажи, а некое коллективное бессознательное, тот самый «наш класс» как микромодель общества.
Александр Баргман вслед за драматургом внимательно анализирует процессы эскалации насилия, от самых первых признаков нетерпимости, когда школьников-евреев отсаживают на заднюю парту во время молитвы, до возмездия за грехи отцов, бумерангом настигающего и детей убийц, и тех, кто потом мстит за убитых. Да, прошлое прошло, но мы связаны с ним кровавыми узами. И об этом особенно важно напоминать сегодня, когда в обществе снова возгоняются вражда и агрессия. Еще не известно, в какой горящий овин судьба занесет нас на этот раз.

Полный текст статьи.

Оставьте отзыв

Ваш Email не будет опубликован.

+ 51 = 57